Адаптивная физическая культура

Адаптивная физическая культура (далее - АФК) представляет собой подсистему общей физической культуры, спецификой которой является работа с детьми с ограниченными возможностями, с теми, у кого имеются серьезные отклонения в состоянии здоровья, а также с детьми, которые недостаточно физически и умственно развиты.

С научной точки зрения АФК - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также осознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность ребенка. Познание сущности этого явления - методологический фундамент АФК.

Безусловно, методика АФК будет существенно отличаться от обычной, что обусловлено её спецификой, в том числе и аномальным физическим и психическим развитием детей.

Необходимо сказать о задачах АФК, её значении. У ребенка с отклонениями в физическом или психологическом здоровье АФК формирует:

- способность преодолевать физические и психологические барьеры;

- потребность чувствовать себя здоровым, вести активный и здоровый образ жизни;

- осознанное отношение к своим силам;

- способность преодолевать физические нагрузки, необходимые для дальнейшего полноценного функционирования в обществе;

- желание улучшать свои личностные качества;

- стремление повысить умственную и физическую работоспособность;

- компенсаторные навыки: т. е. возможность использовать функции разных органов и систем организма вместо отсутствующих или нарушенных.

Профессия педагога дополнительного образования предполагает активное ведение коррекционной работы с детьми. Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой.

Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья, обеспечением правильного физического развития, уроки физической культуры в специальной школе решают и коррекционные задачи путем преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики умственно отсталых детей.

Как показывает статистика, из всех нарушений здоровья, нарушение интеллекта является самым распространенным. Многочисленные исследования показали, что у детей с нарушениями интеллекта недостаточно развиты психофизические качества: мышление, речь, память, зрительное восприятие, пространственная ориентирование, фонематический слух, моторика пальцев рук и т. д. Все это сопряжено с аномальным развитием двигательной сферы. Важнейшим направлением в учебно-воспитательной работе с такими детьми является коррекция нарушений психофизического развития средствами физической культуры. Это и обусловливает актуальность темы исследования.

Наши занятия АФК с детьми направлены на достижение следующих основных задач:

- укрепление здоровья;

- повышение работоспособности;

- коррекционная работа по развитию и совершенствованию двигательных навыков, умений, физических качеств;

- профилактическая работа;

- развитие чувства ритма, темпа, координация движений;

- развитие эмоциональной сферы;

- социализация.

В своей работе мы делаем акцент на то, что процесс занятий АФК связан не только с коррекционной, профилактической и компенсаторной работой, важной составляющей также является и формирование самооценки детей, их социализация для дальнейшего успешного взаимодействия с обществом.

Занятия АФК строим так, что специальные упражнения и игры помогают учащимся компенсировать недостатки их физического и психического развития, развить двигательные качества, улучшить их физическое и психоэмоциональное состояние.

Для достижения наилучших результатов, в планирование нами включены не только коррекционно-развивающие занятия и упраж-нения, но и игровой стретчинг.

Таким образом, условно можем выделить следующие осново-полагающие принципы организации занятий АФК:

- комплексность: сочетание различных упражнений, методик, применение игрового стретчинга;

- коррекционную направленность;

 

 

- индивидуализацию: к каждому ребенку необходим свой подход, исходя из особенностей его физического, умственного, эмоционального состояния, возраста, характера и ряда других факторов;

- дифференциацию процесса обучения и др.

Исходя из особенностей уроков АФК в коррекционной школе, необходимо выделить следующие этапы занятия АФК:

1 - вводная часть (5-7 мин). Включает в себя организацию класса, настрой детей на занятие, ознакомление с предстоящим уроком (что будем делать и т. п.), строевые упражнения;

2 - подготовительная часть (10-20 мин). Включает в себя различные физические упражнения развивающего характера;

3 - основная часть (20-30 мин);

4 - заключительная часть (5-7 мин). Включает в себя, например, упражнения на координацию, дыхательные упражнения.

Игра - одно из любимейших занятий детей. С помощью игры детей можно увлечь практически в любой вид занятий. В связи с этим игровая форма деятельности прослеживается буквально во всех сферах обучения и развития детей, в том числе и в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями.

На наш взгляд, игровая форма проведения занятий - наиболее ценная методика, направленная на борьбу и работу с различными детскими недугами, а также и их профилактику.

Что же такое игровой стретчинг? Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставносвязочного аппарата рук, ног, позвоночника, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на организм в целом. Основной целью игрового стретчинга является развитие двигательной активности детей, их коммуникативных качеств.

Можно выделить следующие задачи игрового стретчинга:

- преодоление у детей комплексов, связанных с физическим или умственным несовершенством;

- профилактика различного рода деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата;

- формирование правильной осанки;

- повышение эластичности мышц, улучшение координации движений;

- повышение выносливости, работоспособности, старательности;

- развитие творческого потенциала, способности работать в команде;

- совершенствование двигательной памяти, быстроты реакции, ориентирования в пространстве и др.

 

 

Каждое занятие игровым стретчингом проходит под ритмичную музыку, что позволяет наилучшим образом достигнуть поставленных задач. Также ритмичная музыка позволяет развить у детей чувство темпа и ритма.

Положительным аспектом использования игрового стретчинга в коррекционной работе является перевоплощение детей в различные образы. Это помогает детям раскрепоститься, преодолеть стеснение в общении, примерить на себя образы различных персонажей и героев. Безусловно, это повышает интерес детей к занятию, их общее настроение и способствует развитию коммуникативных навыков и качеств, которые пригодятся им при взаимодействии со сверстниками и обществом в целом.

Само занятие игровым стретчингом можно поделить на несколько этапов:

1.        Вводный - музыкальная разминка, позволяющая подготовить и «разогреть» организм для дальнейших интенсивных упражнений.

2.        Основной - закрепление ранее изученных упражнений, зна-комство с новыми упражнениями, их выполнение и разучивание.

3.        Завершающий - восстановление.

Подчеркнем, что все занятия и упражнения игрового стретчинга проходят в игровой форме, с использованием музыкальноритмических упражнений. Это заинтересовывает детей в выполнении необходимых движений. Поэтому игровой стретчинг можно назвать творческой деятельностью, при которой дети находятся в мире образов. Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Приведем пример нескольких упражнений игрового стретчинга:

1)        «КОШКА» (избавляет от скованности позвоночника, его де-формации):

- исходное положение - встать на четвереньки, спина прямая;

- на счет «Раз!» - поднять голову, максимально прогнуть спину;

- на счет «Два!» - опустить голову, максимально выгнуть спину.

2)        «ЗМЕЯ» (повышает внутриполостное давление, прямые мышцы брюшного пресса растягиваются):

- исходное положение - лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре возле груди на полу;

- выполнение: медленно поднимаясь на руках, поднять снача¬ла голову, затем грудь; прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад; живот лежит на полу; задержаться нужное время; медленно вернуться в исходное положение.

 

 

3)        «ВЕЛОСИПЕД» (оказывает воздействие на поджелудочную железу, восстанавливает и очищает органы пищеварения):

исходное положение - лечь на спину, носки оттянуть;

выполнение: попеременно сгибать и разгибать ноги не касаясь пола.

Следует также рассказать об основных принципах выполнения упражнений игрового стретчинга:

- наглядность: показ упражнения, подробный образный рассказ;

- доступность: обучение «от простого к сложному», «от известного к неизвестному»;

- систематичность: регулярность занятий, постепенное увеличение количества упражнений, поэтапное увеличение нагрузки;

- индивидуальный подход: учет особенностей конкретного ребенка, его возраста, характера, физического и психоэмоционального состояния, состояния здоровья;

- закрепление навыков: многократное выполнение упражнений, повторение.

В своих занятиях игровым стретчингом мы выработали следующие основные правила:

1)        обязательный «разогрев» перед основными упражнениями;

2)        использование ритмичной музыки;

3)        перевоплощение в различные образы;

4)        спокойное дыхание и ровная осанка;

5)        плавное выполнение упражнений;

Занятия игровым стретчингом с детьми демонстрируют, что понятные и знакомые образы сказочного мира помогают легко выполнять непростые, а для детей  зачастую и скучные, физические упражнения.

Отметим, что укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями, физическими или умственными отклонениями - это, прежде всего, движение. Именно движение позволяет производить коррекционную работу наиболее эффективно, оно активизирует функции всего организма, усиливает и улучшает дыхание, кровообращение.

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Основными ее задачами являются укрепление здоровья детей, обеспечение их правильного физического развития, обучение двигательным умениям и навыкам.

Для достижения наилучших результатов в планирование нами включены не только коррекционно-развивающие занятия и упражнения, но и игровой стретчинг. Игровой стретчинг - это комплекс специально подобранных упражнений на растяжку мышц, проводимых с детьми в игровой форме. Основной целью игрового стретчинга является развитие двигательной активности детей, их коммуникативных качеств.

Основными принципами АФК и игрового стретчинга являются: комплексность; индивидуализация; систематичность; доступность; коррекционная направленность.

Развитие детей с помощью средств и методов АФ, поддержание оптимального психофизического состояния представляет каждому ребенку возможность достичь выдающихся результатов, адаптироваться в обществе, повысить самооценку.

У многих детей с ОВЗ наряду с основным диагнозом имеется много различных сопутствующих заболеваний, таких, как: нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем, отмечаются нарушения зрения и слуха, ожирение, ограниченность речевого развития. В двигательной сфере у таких детей, отмечается нарушение координации, точности и темпа движений, сенсомоторики, наблюдаются различные нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие), мышечная слабость, отставание в росте. Умственная отсталость нередко сочетается с нарушением развития конечностей, кистей, пальцев, головы, внутренних органов, память характеризуется слабым развитием и низким уровнем запоминания, особенно затруднено осмысленное запоминание. Внимание характеризуется малой устойчивостью, замедленностью переключения. Существенно страдают волевые процессы: дети не умеют руководить своей деятельностью. Нередко у детей встречаются "стертые" двигательные нарушения, которые скомпенсировались к школьному возрасту и стали практически незаметны в бытовых условиях, однако проявляются при физической нагрузке и при выполнении сложных двигательных действий. За   частую самые простые по технике выполнения физические упражнения становятся для ребенка трудно выполнимыми из-за нарушения аналитико - синтетической деятельности, ослабленного мышечного развития конечностей, наличия спастики, нарушения согласованности движений и пр.

В ГКУ СО МО «Истринском СРЦН» в отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями реализуется программа адаптивной физической культуры (АФК) «Фитнес для всех». Программа направлена на формирование физического, умственного и морально—волевого развития личности воспитанника.  Развитие каждого воспитанника в течение всего времени реабилитации исходя из возрастно-половых особенностей, степени освоенности физических упражнений, коррекционно-развивающих условий проведения адаптивного физического воспитания, наличия спортивного инвентаря можно определить как его "зону ближайшего развития" и составить индивидуальное коррекционно-развивающее перспективное планирование.

В процессе адаптивного физического воспитания решаются образовательные, коррекционно-компенсаторные, воспитательные и лечебно-оздоровительные задачи. Это обусловлено

Влияние различного уровня двигательной активности на растущий организм ребенка является чрезвычайно актуальной. Как известно, под влиянием систематических занятий физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем.

Регулируя динамику физических нагрузок, с учетом психофизических возможностей каждого ребенка, возможно, обеспечить преемственность в развитии основных физических качеств, соблюдая дидактические правила "от известного к неизвестному" и "от простого к сложному".

 

Структура АФК в реабилитационном центре.

 

Реакреационные занятия в течении дня

Специальные занятия, коррекционно-развивающей направленности

Лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия

Утренняя гигиеническая гимнастика

Коррекционная гимнастика (ходьба, бег, лазание, ползание, переползание, метание, упражнения с предметами, с элементами акробактики и др.)

Оздоровительные прогулки, ходьба босиком по массажной дорожке.

Прогулки (с подвижными играми, катанием на самокатах, на санках)

Ритмическая гимнастика, ритмопластика.

Индивидуальные и малогрупповые занятия АФК.

Физкультпаузы, физкультминутки.

Подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий, игры с мячом, игры-задания.

 

Самостоятельная двигательная активность.

Элементы восточных систем релаксации, дыхательных гимнастик.

 

 

 

В рамках программы «Фитнес для всех» с воспитанниками Центра проводятся групповые и индивидуальные занятия.  была проведена работа по реабилитации и достигнуты следующие результаты: у воспитанников наблюдается повышение уверенности в себе, улучшилась динамическая координация, ориентировка в пространстве и скоростно-силовые способности, мелкая моторика противопоставление пальцев рук, зрительно-моторная координационная, наблюдается укрепление мышечного корсета.

 

 

                                                       Статью подготовил

                                                        педагог дополнительного образования

                                                        А.С.Осипов

                                    

 

 

 

Категория: 

Наша жизнь

Госинспектор ОГИБДД в гостях у воспитанников.

9 июля в гости к воспитанникам наш Центр был приглашен госинспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по г/о Истра старший лейтенант полиции Журавлева Екатерина Александровна. Она провела профилактическую беседу с детьми на тему профилактики дорожно-транспортного травматизма.

Екатерина Александровна рассмотрела с детьми дорожные знаки, ребята правильно их называли дорожные и рассказали о их предназначение.

«День Семьи, Любви и Верности»

«Семья – это дом, это мир.

Это одни на всех радости и печали.

Это привычки и традиции.

Это опора во всех бедах и несчастьях.

Это крепость, за стенами которой

 могут править лишь любовь и покой»

 

8 июля в России отмечался ни на что не похожий, очень душевный и глубокий по замыслу праздник - День семьи, любви и верности.

«Блокада Ленинграда»

Педагог-организатор Васнева Н.А 27.01 . 2021 г подготовила и провела  тематическое занятие  «Блокада Ленинграда».

Занятие было направлено на формирование положительного отношения к таким качествам: как патриотизм, самоотверженность, желание  защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить  историю войны. Формированию у воспитанников чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Способствовать воспитанию и уважения к людям старшего поколения, ветеранов войны. Побуждать детей к изучению истории страны, к оказанию помощи ветеранам.

Кукольный спектакль по ПДД

17.02 2021 г, педагог-организатор Васнева Н.А и музыкальный руководитель Звягинцева М.Г подготовили и провели

 Кукольный спектакль по ПДД

 «Приключения друзей в большом городе»

 На этом спектакле закрепили с детьми представления  о назначении светофора, о его сигналах, уточнили правила дорожного движения.

Воспитывали  внимание, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

«Тяжело в ученье, легко в бою»

20.02 2021 г, педагог-организатор Васнева Н.А и музыкальный руководитель Звягинцева М.Г подготовили и провели конкурсную программу: «Тяжело в ученье, легко в бою», посвященное Дню защитника отечества. Цель праздника была направлена на ознакомление ребят с историей нашей страны, воспитанию патриотизма и любви к своей Родине.

Две команды ребят «Крепыши и «Непоседы» приняли участие в конкурсах: «Разминка», «Разведчики» «Минное поле»,» Военная Авиация», «Меткий стрелок», «Болтун –находка для шпиона» капитанами команд были взрослые мужчины-гости.

Малые Олимпийские игры

Малые Олимпийские игры

24 февраля в нашем Центре прошли Малые Олимпийские игры. В играх приняли участие две команды – «Снежные барсы» и «Белые медведи». Выполнив разогревающий флэш-моб, юные спортсмены приняли участие в разных эстафетах. Ребята катались на снежных самокатах, соревновались в меткости, внимательности и быстроте, участвовали в зимней рыбалке. Судили игру представители 69 пожарной части. По итогам встречи была объявлена дружеская ничья.

Список документов для предоставления в Истринское управление социальной защиты населения для получения гражданином ИППСУ.

а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (паспорт родителя, свидетельство о рождении, СНИЛС);

б) документ, подтверждающий место жительства в Московской области и (или) пребывания, фактического проживания (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем ЛИЧНОСТЬ) (справка с места жительства ребенка);

г) выписка из финансового лицевого счета;

Страницы