Физическая культура и воспитание личности

В условиях сложных, динамических и противоречивых социально- экономических перемен в России формируется многочисленные факторы возникновения отклоняющегося поведения детей и подростков, которые в современных условиях значительно чаще выражаются в грубости, неуспеваемости в школе, злоупотреблением наркотическими и другими психоактивными веществами, в совершении детьми противоправных действий.

     Все это свидетельствует о ведущей роли среды и образа жизни в формировании индивидуального здоровья. Особенно это относится к детскому и подростковому контингенту, поскольку в этом возрасте в силу физиологических, функциональных и психологических особенностей растущий организм подвержен негативным последствием окружающей среды. Именно в этом возрасте под влиянием внешних факторов, происходит формирование поведенческих установок, привычек, включая вредные, от которых зависит будущее здоровье. Период роста и развития детей подростков, является  «периодом формирования потенциала, здоровья на всю жизнь», и на этот «потенциал здоровья» можно оказывать как положительное, так и негативное воздействие.

  Физическая культура и спорт является эффективным механизмом для самосовершенствования и самовоспитания человека, для самовыражения и развития. В процессе занятий физическими упражнениями и спортом возможно не только воспитание новых качеств личности, но и перевоспитания уже имеющихся отрицательной направленности.

          При умелом педагогическом руководстве можно, противовес отрицательным качествам, выработать: физическую работоспособность, волевую стойкость и положительную целеустремленность, выдержку и самообладание, решительность и смелость, настойчивость и упорство, инициативность и самостоятельность, мужество и трудолюбие, уверенность в своих силах, волю к победе и другие положительные качества.

      Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и  формирования здорового морального психологического климата в коллективах и обществе в целом.

        Но, работа с девиантными детьми и подростками обуславливает необходимость особенно корректного индивидуального подхода, предполагающего внимательное, доброжелательное отношение к ребенку, опору на его положительные качества, подчеркнутые доверием к его нравственным силам, потенциальным возможностям.

    Что же такое «трудный» ребёнок? Представителями различных наук даются многочисленные определения отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения. Например, в педагогической литер атуре под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

Т.А. Дашкова

 

Категория: