Советы логопеда

Приветствую Вас, дорогие друзья!
Продолжим нашу беседу!

Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка (и прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в образовании звука. В момент произнесения звука происходит сближение или смыкание языка, губ, мягкого нёба с неподвижными частями артикуляционного аппарата: зубами, альвеолами, твердым нёбом.

Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других — более сложная. Поэтому малыш и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

В оформлении звучащей речи принимают участие и голосовой аппарат, и органы дыхания. Произнесение гласных звуков, звонких согласных, сонорных (р, л, м, н) осуществляется благодаря колебанию голосовых связок. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков. В процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности. На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми, т. е. их появление происходит через промежуточные звуки. Например, в 2,5—3 г. вместо звука ш ребенок сначала может произносить звуки ть, т («тяпка», «тапка» вместо шапка), в 3 — 4 г.— звуки сь, с («сяпка»,«сапка»), затем может быть смягченное произнесение звука ш как шь («шяпка») и, наконец, к 4 — 5 г. он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое имеет место и при усвоении других звуков. Например, усвоение звука ц проходит через такие промежуточные звуки: ть — сь — с — тс — тц («типленок» — «сипленок» — «сыпленок» — «тсыпленок» — «тцыпленок» — цыпленок). Процесс усвоения правильного произношения звука р проходит через следующую систему заменителей: и —ль —л — рь — р (рыба — «йыба» — «либа» — «лыба»).

Конечно, данная система заменителей не является обязательной для всех детей. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени (от 3 до 5 л.), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3—4 г.), другие усваивают их несколько позже (к 5—6 г.). В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса. Условно в процессе овладения, ребенком речью можно отметить несколько этапов. На первоначальном, подготовительном этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела — коры головного мозга и периферического — органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (языка, губ, мягкого нёба и др.).

Следующий этап — развитие понимания речи и на основе этого появление первых осмысленных слов. Далее с приобретением достаточного количества словарного запаса происходит переход к использованию фразовой речи (сначала она имеет ситуативный характер, недостаточно совершенна). И наконец последний этап — наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое ее оформление четкое и внятное произнесение звуков и слов.

Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Установлено, что дети, имеющие нарушения в умственном развитии, как правило, отстают и в речевом развитии.

В зависимости от степени - умственной отсталости нарушения речи могут выражаться в неправильном произношении звуков, в недоразвитии фонематического восприятия, в бедности словарного запаса, в нарушениях грамматического и синтаксического оформления речи (в легких случаях, а в тяжелых — вплоть до полного ее отсутствия). Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, также нередко отстают в речевом развитии. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.

 

Беседы с логопедом

Здравствуйте!
Желание моего сердца – помочь детям, имеющим проблемы с речью; поддержать их родителей, поделившись с ними знаниями в области логопедии.

                      Итак, правильно ли говорит Ваш ребенок?

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научается говорить — правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка  достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

          В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т. е. «подгоняет» свое умение к их произношению.

Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если бы малыш говорил только по подражанию, он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребенка.

       В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики; изменяет слова: ковер — ковров, окно —окон, лампа — ламп, шел — пошел, играл — играли — играла (правда, вначале он ограничивается лишь одной формой, например использует во множественном числе существительные в родительном падеже с окончанием -ов (-ев): ковров, «окнов», «карандашов»); строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики. Указывая на существование у ребенка определенного чувства языка, К. И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист».

 

Уровни понимания речи

Часто слышу такие фразы: «Он у меня абсолютно все понимает! Но не говорит». Поясню, что значит для логопеда ПОНИМАНИЕ АБСОЛЮТНО ВСЕГО.⠀
Это долгий ход развития понимания речи в онтогенезе, через описанные ниже этапы перепрыгнуть нельзя, и с каждым уровнем понимания активная речь все больше совершенствуется.⠀
Н.С. Жукова, корифей логопедии, выделяет 6 уровней понимания речи.
1 уровень - выражено речевое внимание, прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 3 до 6 месяцев.
⠀2 уровень - понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй маму», «Где папа?», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 6 до 10 месяцев - в среднем в 8 мес.
⠀3 уровень - понимает название отдельных предметов и игрушек:
в 10 мес. понимает только названия предметов и игрушек,
12 - 14 мес. узнает их на картинках,
15 - 18 мес. узнает их на сюжетной картинке.
⠀4 уровень - понимает названия действий в различных ситуациях: «Покажи кто сидит», «Кто спит» и т.д.
в 2 года понимает двухступенчатую инструкцию: «Пойди на кухню, принеси чашку», «Возьми платок, вытри нос» и т.д.
 в 2 года 6 мес. понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации, в привычной ситуации начинает понимать вопросы косвенных падежей: «На чем ты сидишь», «Во что ты играешь» и т.д.
5 уровень - понимает прочитанные короткие рассказы и сказки в 2 года 6 мес. - 3 года.
6 уровень - к 4 годам понимает значение сложноподчиненных предложений, понимает значение предлогов вне привычной конкретной ситуации.
⠀И нам становится понятно, что к 4 годам у ребёнка не должно возникать проблем с пониманием обращённой речи. Совсем никаких (исключая новые или сложные слова, услышанные впервые). Отношения между всеми словами ребёнок должен чётко дифференцировать и понимать

Первый год жизни ребенка

Дорогие друзья!
Приветствую Вас в новом году!
Продолжим нашу беседу о развитии речи детей (источник Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок», Просвещение,1988г.).
РАННИЙ ВОЗРАСТ (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 2 л.)
ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие голоного мозга, слуха, а также органов речи. Головной мозг является основным регулятором деятельности организма. У новорожденного он еще недоразвит, имеет меньшую массу, менее сложную структуру. Начиная с первого года жизни мозг ребенка быстро развивается, изменяется его внутренняя структура. Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух.

Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью, так как возможность ее возникновения и дальнейшее развитие зависят прежде всего от состояния слуха. Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Слыша речь окружающих, малыш начинает сначала прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт со взрослым.

        Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2—3 мес. появляется гуление, а в 3—4 мес.— лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года — слова. Первые взаимоотношения ребенка и взрослого строятся на основе эмоционального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого — произнесением звуков, слогов, звукосочетаний.

        Активному произнесению слов предшествует развитие понимания речи: младенец поворачивает голову, когда ему называют хорошо знакомые предметы, игрушки, выполняет несложные движения (дает руку, делает «ладушки»), хотя еще и не может обозначить словом совершаемые им действия. В процессе раннего речевого развития ребенок осознает слово не как единицу языка, служащую для обозначения предмета, качества, свойства, т. е. несущую смысловую нагрузку; в слове он улавливает лишь его ритмическую структуру и реагирует, как правило, адекватно на разные слова, если они близки по звуковому оформлению.

       В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков.

       Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8 — 9 мес., другие — в 1 г. 2 мес., а некоторые еще позднее. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от 2—3 слов до 15—20. Чаще дети пользуются упрощенными словами: ам-ам — или словами с открытыми слогами: мама, папа, Ляля.

       В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако «потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.

       Начиная со второго полугодия в лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди них чаще всего встречаются гласный звук а¢ из согласных в основном звуки п, б, м, к, т и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях. На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой

аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем.

        Ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого. Малыш улыбается, произносит звуки, если взрослый говорит доброжелательным тоном, и кричит, если взрослый сердится.

        К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие — меньшее и менее отчетливо.

Качество   произношения   зависит   от   состояния   и   подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет большое значение для его дальнейшего развития.

        Итак, первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредоточивает свое внимание на источнике звука, на лице говорящего); развивается понимание речи; в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым

строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов — и с помощью речи.

Дети от 2 до 4

Дорогие друзья!
Продолжим нашу беседу о развитии речи детей (источник Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок», Просвещение,1988г.).
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 2 ДО 4 л.)
ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

Потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил машину?». Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?», «Куда?», «Когда?» и т. п.

       Возрастает понимание ребенком речи. Малыш понимает, когда говорят не только о том, что совершилось в его присутствии сиюминутно, но и о том, что должно произойти. Судят об уровне понимания ребенком речи и по действиям, которые он выполняет по заданию взрослых, и по его высказываниям.

     Словарный запас к концу года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3—4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды и пр., т. е. в основном тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребенок начинает шире "пользоваться глаголами. Но все же в словарном запасе малыша преобладают существительные (60 %), затем глаголы (25—27 %) и меньше всего (лишь10—12 %) прилагательные. Малыш начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами (например, предлог на употребляет чаще, чем в, но реже пользуется предлогами из, за). При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов, но и все чаще называет их цвет, свойства, качества (красный, зеленый, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др.), форму (круглый шарик). Однако в начале года он еще часто не согласует прилагательные мужского и женского рода с существительными и употребляет их в именительном падеже единственного числа.

     Таким образом, в речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий.

     В этом возрасте в речи детей преобладают слова-названия, а собирательные существительные (например, такие, как посуда, одежда, мебель, животные и др.) пока отсутствуют. Многие названия предметов ребенок хорошо знает (быстро находит среди разных вещей одной группы нужные), они есть в его пассивном словаре, но в активной речи он пользуется ими не всегда.

     На третьем году жизни ребенок способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, называть действия («Собака бегает»), но развернутые' фразы, как правило, еще не строит. В грамматическом отношении речь ребенка еще далеко не всегда правильна. Хотя малыш верно связывает слова в предложении, согласует их в роде и числе, но нередко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако в них все чаще появляются дополнения («Мальчик сидит на стуле»).

     Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложно-сочиненными, а к концу года и сложноподчиненными, хотя последние употребляют еще очень редко. К концу третьего года ребенок овладевает речью в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь носит пока ситуативный характер.

     На третьем году ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. Однако содержание произведения должно быть близко жизненному опыту малыша.

     При пересказе сказок ребенок способен лишь договаривать за взрослым отдельные слова либо группы слов. Но небольшие тексты, многократно ему прочитанные, он почти полностью запоминает наизусть; самостоятельно же построить связный пересказ дети, как правило, не могут (хотя некоторые к концу третьего года легко справляются с таким заданием).

     Несмотря на все достижения в развитии речи, дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего их речь в целом не всегда понятна окружающим.

     На третьем году жизни ребенка, хотя подвижность артикуляционного аппарат а (мышц языка, губ, нижней челюсти) значительно повышается, его произношение все еще далеко от нормы. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков. Имея уже достаточно развитое фонематическое восприятие (дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, порой отличающиеся только одним звуком), малыши пытаются «подогнать» свое произношение к общепринятому. Но это не всегда удается, и ребенок заменяет недостающие звуки другими, более легкими для произношения, например: р и л — и или ль, шипящие и твердые свистящие — мягкими свистящими звуками, а иногда и звуками ть, дъ («сюба, тюба» вместо шуба, «сянки, тянки» вместо санки, «зюк, дюк» вместо жук, «тяй» вместо чай). Нередко твердые согласные заменяются простыми по артикуляции мягкими («дяй» вместо дай). Причем такая замена обнаруживается лишь в определенных группах звуков т, д, с, з (т. е. переднеязычных) и почти не наблюдается при произнесении губно-губных (п, б, м) и губно-зубных (в, ф) согласных, хотя в процессе становления звуков последние появляются раньше, чем соответствующие им пары мягких согласных. Многие дети заменяют звук 'ы звуком и, звук х звуком к.

     Дети третьего года жизни начинают правильно произносить звук ль, заменяя им недостающие звуки л, рь, р («люк», «лепа», «лядио» вместо лук, репа, радио). Многие малыши заменяют всю эту группу звуков звуком и («йук», «йека» вместо лук, река), иногда звук ль заменяют также звуком и («бойно» вместо больно).

     В произнесении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: не всегда могут воспроизводить слоговую структуру слова (укорачивают слова), переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки.

     Итак, к трем годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная.

     На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат.

Второй год жизни ребенка

Дорогие друзья! Продолжим нашу беседу о развитии речи детей (источник Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок», Просвещение,1988г.).

В этот период резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. Это в большинстве случаев связано с определенной ситуацией, вызывающей у него радость, удивление (например, в связи с приходом матери, с внезапным появлением хорошо знакомой игрушки, красочной картинки). Однако до полутора лет слова, произносимые ребенком, не всегда еще отражают реальное название предмета. Разные игрушки или предметы, часто не имеющие между собой ничего общего, он называет одним и тем же словом. Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную сторону речи. Ребенок уже может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомую ему игрушку, а к 1 г. 3 мес. он в состоянии выполнять простые действия, несложные поручения. До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. При наличии соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение (например, ребенок, прося у матери машину, произносит: «Би-би»). Такие слова-предложения в зависимости от ситуации могут выражать разное значение, и появляются они у детей в 1 г. 3 мес.— 1 г. 8 мес. Со второй половины второго года ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями («Мама, би-би»), а в 1 г. 10 мес. употребляет двух-, четырехсловные предложения, но слова в таких предложениях еще грамматически не связаны между собой.

       Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигнет определенного количества слов (40—60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни. Количество слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300 слов. Чаще всего это существительные — названия игрушек, предметов ближайшего окружения, реже глаголы, наречия. Из прилагательных используются слова, в основном обозначающие размер предмета: большой, маленький (только к концу второго года). Объем словаря зависит от условий воспитания ребенка, от частоты общения его со взрослыми, а качество — от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).

       К двум годам некоторые дети осваивают некоторые грамматические категории: согласование существительного с глаголом, изменение существительных по падежам. Однако предлоги и союзы еще отсутствуют. Большинство фраз, произносимых ребенком, построены неправильно, не всегда доступны пониманию слушателя. На втором году жизни дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как а, у, и, о, но звуки ы, э заменяют звуками и, е; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам т, д, с, з («дяй» вместо дай, «сянки» вместо -санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки л, рь, р, что указывает на еще недостаточно окрепший артикуляционный аппарат ребенка. Наряду с неправильным произношением звуков отмечается упрощенное произношение слов, когда слово укорачивается или произносится только слог, чаще всего ударный или первый («ко» или «моко» вместо молоко).

       Итак, для двухлетнего ребенка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова (особенно в многосложных словах). У некоторых детей как индивидуальная особенность речи отмечаются слабый, тихий голос, невнятное произнесение слов, простых в звуковом отношении (согласный плюс гласный).

       К концу второго года речь малыша хоть и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Для нее характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов («бай-бай» вместо спать)', употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребенок постоянно действует; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечеткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.

Беседы с логопедом

Здравствуйте! Желание моего сердца – помочь детям, имеющим проблемы с речью; поддержать их родителей, поделившись с ними знаниями в области логопедии.

Итак, правильно ли говорит Ваш ребенок?
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научается говорить — правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка  достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т. е. «подгоняет» свое умение к их произношению.
Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если бы малыш говорил только по подражанию, он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребенка.

В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики; изменяет слова: ковер — ковров, окно —окон, лампа — ламп, шел — пошел, играл — играли — играла (правда, вначале он ограничивается лишь одной формой, например использует во множественном числе существительные в родительном падеже с окончанием -ов (-ев): ковров, «окнов», «карандашов»); строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики. Указывая на существование у ребенка определенного чувства языка, К. И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист».

29.09.2016

Приветствую Вас, дорогие друзья!

Продолжим нашу беседу!

Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка (и прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в образовании звука. В момент произнесения звука происходит сближение или смыкание языка, губ, мягкого нёба с неподвижными частями артикуляционного аппарата: зубами, альвеолами, твердым нёбом.

Д ля произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других — более сложная. Поэтому малыш и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

В оформлении звучащей речи принимают участие и голосовой аппарат, и органы дыхания. Произнесение гласных звуков, звонких согласных, сонорных (р, л, м, н) осуществляется благодаря колебанию голосовых связок. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков. В процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности. На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми, т. е. их появление происходит через промежуточные звуки. Например, в 2,5—3 г. вместо звука ш ребенок сначала может произносить звуки ть, т («тяпка», «тапка» вместо шапка), в 3 — 4 г.— звуки сь, с («сяпка»,«сапка»), затем может быть смягченное произнесение звука ш как шь («шяпка») и, наконец, к 4 — 5 г. он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое имеет место и при усвоении других звуков. Например, усвоение звука ц проходит через такие промежуточные звуки: ть — сь — с — тс — тц («типленок» — «сипленок» — «сыпленок» — «тсыпленок» — «тцыпленок» — цыпленок). Процесс усвоения правильного произношения звука р проходит через следующую систему заменителей: и —ль —л — рь — р (рыба — «йыба» — «либа» — «лыба»).

Конечно, данная система заменителей не является обязательной для всех детей. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени (от 3 до 5 л.), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3—4 г.), другие усваивают их несколько позже (к 5—6 г.). В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса. Условно в процессе овладения, ребенком речью можно отметить несколько этапов. На первоначальном, подготовительном этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела — коры головного мозга и периферического — органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (языка, губ, мягкого нёба и др.).

Следующий этап — развитие понимания речи и на основе этого появление первых осмысленных слов. Далее с приобретением достаточного количества словарного запаса происходит переход к использованию фразовой речи (сначала она имеет ситуативный характер, недостаточно совершенна). И наконец последний этап — наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое ее оформление четкое и внятное произнесение звуков и слов.

Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Установлено, что дети, имеющие нарушения в умственном развитии, как правило, отстают и в речевом развитии.

В зависимости от степени - умственной отсталости нарушения речи могут выражаться в неправильном произношении звуков, в недоразвитии фонематического восприятия, в бедности словарного запаса, в нарушениях грамматического и синтаксического оформления речи (в легких случаях, а в тяжелых — вплоть до полного ее отсутствия). Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, также нередко отстают в речевом развитии. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.

Желаю всем удачи!

Наша жизнь

Профориентация

Выбор специальности считается одной из главных задач, которые приходится решать в юном возрасте. Определиться в этом вопросе помогают мероприятия по профориентации. Каждый человек в юном возрасте рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии.  Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована так как ребенок в первую очередь учитывает собственные интересы и склонности. Однако вместе с этим во внимание не принимается соответствие личных качеств требованиям той либо другой сферы деятельности. Для подростков вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют и для многих из них ситуация, в которой необходимо делать такой выбор, становится стрессовой. Это обуславливается главным образом тем, что, с одной стороны, подростку еще тяжело брать на себя ответственность за свои действия. С другой же стороны, он попросту не знает, как ему правильнее поступить, как сделать так, чтобы специальность полностью совпадала с его целями и интересами. Поэтому важна помощь взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.

Именно с этой целью воспитанники ГКУ СО МО «Истринский СРЦН» посетили День профориентации в ИПК филиал ГГТУ, где приняли участие в квест игре «Путешествие в город профессий». С подростками провели тестирование который поможет сделать осознанный выбор своей дальнейшей профессии.

 

 

День Космонавтики

В преддверии дня космонавтики воспитанники отделения реабилитации для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья под руководством специалиста по реабилитационной работе Губарева О.В. пополнили свои знания о космосе.

Они узнали какие существуют планеты в солнечной системе. И особое внимание было уделено родной планете Земля. Дети дополнили планету растительностью, животными, птицами. А также воспитанники узнали кто первый полетел в космос. Все дети с большим интересом изобразили планеты, космонавтов, новые летательные аппараты и ракеты, сделанные в стиле оригами.

Трудовое воспитание

ГКУК СО МО «Истринский СРЦН» - это не просто учреждение социального обслуживания, а дом, в котором воспитанники живут большой и дружной семьей. В каждой семье есть праздники и традиции и наша семья не исключение. На этой недели полагается праздновать Масленицу и печь блины. Воспитанники центра под руководством специалиста по реабилитационной работе Прохоровой Л.И. приготовили блины. А что такое совместное приготовление блюда? Это естественные условия для повышения навыков взаимодействия и сотрудничества; развитие умения договориться, работать в команды. И конечно это отличный способ развития социально – бытовых навыков, способствующих успешной социальной адаптации - главной цели нашего учреждения.

Малые Олимпийские игры

24 февраля в нашем Центре прошли Малые Олимпийские игры. В играх приняли участие две команды – «Снежные барсы» и «Белые медведи». Выполнив разогревающий флэш-моб, юные спортсмены приняли участие в разных эстафетах. Ребята катались на снежных самокатах, соревновались в меткости, внимательности и быстроте, участвовали в зимней рыбалке. Судили игру представители 69 пожарной части. По итогам встречи была объявлена дружеская ничья.

«Тяжело в ученье, легко в бою»

20.02 2021 г, педагог-организатор Васнева Н.А и музыкальный руководитель Звягинцева М.Г подготовили и провели конкурсную программу: «Тяжело в ученье, легко в бою», посвященное Дню защитника отечества. Цель праздника была направлена на ознакомление ребят с историей нашей страны, воспитанию патриотизма и любви к своей Родине.

Две команды ребят «Крепыши и «Непоседы» приняли участие в конкурсах: «Разминка», «Разведчики» «Минное поле»,» Военная Авиация», «Меткий стрелок», «Болтун –находка для шпиона» капитанами команд были взрослые мужчины-гости.

Оценивали конкурс жури-гости, которые присутствовали на празднике.

 Девочки центра подготовили поздравительное выступление песни, частушки, стихи, танец  для мальчиков и для гостей. В завершении праздника все дети и гости исполнили Флэш-моб. Члены жюри вручили командам сувениры и сладости. Воспитанники центра подготовили и подарили  подарки гостям изготовленные своими руками. Праздник прошел весело и задорно. Дети и гости получили массу положительных эмоций.

 Кукольный спектакль по ПДД

17.02 2021 г, педагог-организатор Васнева Н.А и музыкальный руководитель Звягинцева М.Г подготовили и провели

 «Приключения друзей в большом городе»

 На этом спектакле закрепили с детьми представления  о назначении светофора, о его сигналах, уточнили правила дорожного движения.

Воспитывали  внимание, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Перед спектаклем «Инспектором» была проведена беседа, ребята играли в игры, отгадывали загадки, пели песни.

Роли исполняли:

 Инспектор –педагог –организатор Васнева Н.В, а сказочных героев: медведя, Лису, Заяца, Волка, Собаку, Ёжика, исполняли дети старшего возраста.

Мероприятие прошло весело и оживленно.

«Блокада Ленинграда»

Педагог-организатор Васнева Н.А 27.01 . 2021 г подготовила и провела  тематическое занятие  «Блокада Ленинграда».

Занятие было направлено на формирование положительного отношения к таким качествам: как патриотизм, самоотверженность, желание  защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить  историю войны. Формированию у воспитанников чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Способствовать воспитанию и уважения к людям старшего поколения, ветеранов войны. Побуждать детей к изучению истории страны, к оказанию помощи ветеранам.

Ребята посмотрели презентацию и документальный фильм «Хроника Блокады»

В нашем  учреждении стало традицией  проводить  развлекательное  мероприятие «Ярмарка», которую дети ждут с нетерпением.

Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!

              Это песни, это пляски, это звонкий детский смех!

Игры, шутки и забавы, хватит радости для всех!

 

Очередное театрализованное представление «Удалая Ярмарка» прошла 10.02  2021 г,  которую подготовили и провели педагог  организатор Васнева  Н.А и музыкальный  руководитель Звягинцева М.Г Воспитанники  зарабатывают центрики (это денежная единица ), за хорошую учебу , поведение, за участие в трудовом десанте , за активное участие в мероприятиях

 Веселые коробейники и скоморох веселили детей.Старшие  девочки исполнили веселую песню , частушки, танцевали танец с платочками.  Вместе с героями ярмарки дети поиграли в игру «Карусель», «Золотые ворота.

Мероприятие прошло весело и задорно. Ребята  получили массу положительных эмоций.

 

Чтоб пыл веселья не угас, чтоб время шло быстрее

                  Мы приглашаем Вас на ярмарку скорее

А  затем хозяйка ярмарки  и Коробейники  пригласили всех детей на ярмарку.

Воспитанники центра на ярмарке купили для себя на заработанные центрики, понравившиеся сувениры, игры, сладости , игрушки и многое другое.

Выражаем огромное спасибо спонсорам, которые помогли в приобретении сувениров, сладостей:  это  ООО фирма «Водокомфорт», Администрация городского округа Истра  Елене Мартыновой , Светлане Афониной и Регине . Огромное вам спасибо!

 

Крещение, Татьянин день

Педагог-организатор Васнева Н.А 19.01. 2021  г подготовила и провела  тематическое занятие , посвященное празднику Крещение Господне. .

Ребята познакомились с православным праздником Крещения, с его традициями,  познакомились с  новыми словами: "купель"," пост", "грех", "Иордан", "кропят".

Посмотрели документальный фильм « Крещение Господне». Занятие прошло в дружеской обстановке. В заключении занятие подвели итог, где ребята высказывали свое мнение и задавали интересующие их вопросы.

 

Педагог-организатор Васнева Н.А, музыкальный руководитель Звягинцева М.Г подготовили и провели 25.01 2021 г. праздничное мероприятие, посвященное празднику «Татьянин День и День студента»

. Ребята узнали историю этого праздника, его обычаи. Была создана праздничная , благоприятная атмосфера. На мероприятие были приглашены сотрудники центра, чье имя Татьяна.

Пускай на улице метель В снега укутаны равнины

Мы чтим, друзья Татьянин день Её справляем именины.

Ей Пушкин строки посвятил. Воспел без фальши, без изъяна

И сам Господь благословил Святую с именем Татьяна .

С детьми было подготовлено музыкальное поздравления для гостей : старшие девочки исполнили песню «Ах Таня, Танечка», станцевали вальс. Младшие школьники исполнили частушки, подготовили оркестр  «Вальс студента» и прочитали стихи,  Была показана презентация и документальный фильм о празднике..Праздник прошел весело и задорно, дети и гости получили массу положительных эмоций . В завершении праздника ребята подарили гостям сувениры и открытки , которые сделали своими руками

     

 

Новогодние праздники

Новогоднее чудо!

Весело и интересно прошли новогодние праздники для воспитанников центра.

30.12 2020 г в отделении социальной реабилитации было проведено мероприятие " Новогоднее путешествие в сказку" Сценарий был поставлен по сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева". Ребята встретились с героями сказки: Снежной королевой, Каем, Гердой, оленем, вороной, разбойниками, которые помогали ребятам найти Снежную королеву и освободить Кая. А еще дети встретились с главными героями праздника Дедом Морозом. Дети пели песни, читали стихи, играли с Дедом Морозом. В завершении праздника Дед Мороз показал ребятам свое волшебство. Праздник прошел весело и задорно, дети получили массу положительных эмоций и конечно же долгожданные подарки от Дедушки Мороза

7.01 2021 г прошло праздничное мероприятие, посвященное празднику Рождество Христово. Для ребят был подготовлен кукольный спектакль «Рождественский колобок»

Дети познакомились с традициями православного праздника, посмотрели короткометражный фильм о Рождестве Христово. В заключении спектакля всех детей угостили вкусными «колобками».