Социально-реабилитационная деятельность Центра

Целью социально-реабилитационной деятельности с несовершеннолетними является формирование у воспитанников навыков социальной адаптации в социуме, умение строить бесконфликтные отношения, самоактуализация в обществе.

Реабилитация несовершеннолетних рассматривается в ГКУ СО МО «Истринский СРЦН» как комплексный процесс, проходящий с участием всех специалистов.

В центре разработана и внедрена комплексная пошаговая программа по социальной реабилитации воспитанников «Иду к родному порогу», состоящая из 5 этапов:

  1. этап. Сбор информации.
  2. этап. Диагностика.
  3. этап. Планирование реабилитационной работы с воспитанниками.
  4. этап. Планирование реабилитационной работы с родителями.
  5. этап. Функциональный.

Реабилитационная работа ведется по основным направлениям: социально-медицинская, социально-психологическая, социально-педагогическая.

Основными задачами социально-медицинской реабилитации несовершеннолетних являются: лечебно-оздоровительная, санитарно-просветительная работа и контроль за соблюдением санэпидемиологического режима воспитанниками.

Социально-психологическая деятельность направлена на создание условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных детско-родительских отношений, решению вопроса дальнейших жизненных планов и дальнейшего жизнеустройства.

Специалисты центра в работе с несовершеннолетними и их родителями применяют: тренинговые занятия, ролевое моделирование, релаксационные паузы, терапию реальностью, индивидуальное консультирование, круглые столы.

Социально-педагогическая деятельность осуществляется за счет организации предметно-развивающей среды, системы учебно-воспитательной деятельности с дошкольниками и школьниками. Реабилитация происходит с учетом возрастных и личностных особенностей воспитанников, основных мотивов деятельности.

За счет использования разнообразных форм, методов и направлений деятельности удается провести каждого воспитанника по следующим этапам:

  • адаптационный (введение несовершеннолетнего в коллективную деятельность, подбор программ сопровождения несовершеннолетнего);
  • проживание (сотрудничество, взаимодействие, активная творческая деятельность, ведение карт индивидуального развития);
  • самостоятельность личностного роста (профориентация, построение дальнейших жизненных планов, ведение дневников саморазвития, общественная деятельность);
  • трудовая деятельность (предпрофессиональная подготовка, подбор дела по душе, общественная трудовая деятельность, создание поделок и подарков своими руками).

Социально-педагогическая реабилитация невозможна без коррекционной деятельности логопеда, так как много детей в центр поступает с дефектами речи.

В процессе коррекционно-логопедической работы совершенствуются функции артикуляционного аппарата; формируются навыки правильного произношения, мелкой моторики пальцев рук, слоговой структуры слова; совершенствуется лексико-грамматическое построение речи; корректируются дисграфия и дислексия.

Большое внимание сотрудниками центра уделяется работе с родителями воспитанников, так как практически в каждой третьей семье, из которой поступает ребенок, нарушены детско-родительские отношения. С родителями заключается договор, разрабатывается индивидуальная карта реабилитации. Родители, активно включающиеся в реабилитационный процесс, в 95% случаев находят причины отклонений в поведении своих детей и принимают меры для нормализации обстановки в семье.

Родители многих воспитанников стали частыми посетителями центра: принимают участие в благоустройстве игровых площадок в центре, посещают праздничные и спортивные мероприятия.

Анимационные мероприятия, проводимые в соответствии с планом центра, выполняют такие важные задачи, как: всестороннее и гармоничное развитие личности, совершенствование устной, монологической, диалогической речи, обогащение знаниями и представлениями об окружающей действительности, коррекция памяти, речи, восприятия и воображения.

При отчислении ребенка из центра работа с семьей не заканчивается. Постреабилитационный контроль осуществляет участковая социальная служба.

На протяжении многих лет в центра ведется работа по духовно-нравственному воспитанию. В этой связи стала традиционной взаимосвязь между воспитанниками, сотрудниками учреждения и служителями церкви. Дети посещают храмы и монастыри.

В целях организации реабилитационных мероприятий каждый год в центре составляются планы, в котором координируется вся деятельность специалистов по работе с воспитанниками.

Сотрудники центра тесно взаимодействуют со специалистами Управления здравоохранения Администрации Истринского муниципального района, Управления образованием Администрации Истринского муниципального района, отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Истринского муниципального района, отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Истринскому муниципальному району, отдела по делам несовершеннолетних Истринского управления внутренних дел, Истринской городской прокуратурой.

Успешность реабилитационного процесса, проводимого в центре с воспитанниками, определяется единством действий специалистов различных служб вокруг конкретной личности ребенка. Для реализации комплексного подхода к реабилитационному процессу в центре успешно работает социальный медико-психолого- педагогический консилиум, в котором принимают участие все специалисты учреждения. На консилиумах озвучиваются результаты первичной диагностики ребенка после поступления в центр, вырабатывается программа реабилитации. На последующих консилиумах по данному воспитаннику она уточняется, отслеживается динамика его развития. После окончания курса реабилитации, по выбытии ребенка из центра, консилиумом вырабатываются рекомендации для специалистов участковой социальной службы, осуществляющих патронаж данной семьи по работе с ребенком.

Весь комплекс мероприятий, проводимый с воспитанниками центра, способствует не только выводу их из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных детско-родительских отношений, но и всестороннему развитию личности, социализации детей в современном обществе.

Успехом работы всего коллектива учреждения является возвращение ребенка в родную семью, ведь как утверждал М.Т.Цицерон: «Нет места милее родного дома».

Категория: