СОВЕТЫ ДЕФЕКТОЛОГА

Консультация для родителей.

Компетентностный подход в развитии детей с ОВЗ.

Компетентностный подход - сам по себе не новый метод. Он предполагает развитие ребенка в естественной среде, то есть в повседневной жизни. На протяжении всей истории человечества ребенок познавал окружающий мир и усваивал необходимые навыки, участвуя вместе с взрослыми в совместной деятельности. При этом учился не только конкретным навыкам, но и умению общаться, договариваться, придерживаться правил и границ.

В последнее время культура совместной деятельности ребенка и взрослого трансформировалась. На смену ей пришли развивающие занятия, на которых используются развивающие игрушки, а теперь их теснят развивающие компьютерные программы. И становится очевидным, что для успешной социализации ребенка этого недостаточно.

Предлагаю немного разобраться в терминологии. Что же такое компетентность и компетенция? Вот что говорит А.В. Хуторской. Компетенция – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность – обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими человеку судить об определенной области и эффективно действовать в ней.

Обычно эти термины обсуждают в вопросах профессиональной деятельности, но как они относятся к развитию и воспитанию детей, давайте рассмотрим. Относительно обучения можно сказать, что компетенция – это определенные знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений. Они проявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. Иными словами, компетенция - знаю, что;  компетентность - знаю, как.

Покупая игрушки, пособия, мы не всегда задумываемся над тем, чему и для чего мы учим детей? Какой цели мы хотим достичь? Научить ребенка отдельным навыкам? Или  думаем о том, как сделать так, чтобы дети стали успешными во всех сферах деятельности? Как развить у ребенка наблюдательность, ловкость, умение выполнять сложную последовательность действий, внимание, память, мышление, речь, общение и сотрудничество с детьми и взрослыми, не усаживая его за стол для выполнения бесконечных заданий? Разобраться в этих вопросах поможет компетентностный подход, который можно использовать со всеми детьми, независимо от возраста и уровня развития.

Компетентностный подход к развитию ребенка, прежде всего, нацелен на социализацию ребенка, и может успешно реализоваться близкими людьми, семьей ребенка, в которой проходят   первые годы жизни ребенка. И важную роль в его развитии играют родители, особенно мать, которая оказывает большое влияние на малыша. При этом важно понимать, что этот подход не отрицает необходимости коррекционных занятий, но осуществляются они на принципиально иной основе.

Например, для того, чтобы научить ребенка различать цвет или величину предметов ему предлагают сортировать карточки, собирать пирамидку, опускать фигуры в почтовый ящик, называть картинки и др.  Это неплохие задания, но на практике построенная таким образом игра приводит к получению знаний, которые почти не находят практического применения в повседневной жизни ребенка. Он не переносит полученные знания в другие жизненные ситуации. Например, обучая малыша выбирать фигуры по цвету и форме, взрослые ожидают, что он и при поиске второго сандалика в садике сам поймет, как подобрать пару. Но на практике это само собой не происходит. Даже умея подбирать и надевать сандалии, ребенок может растеряться, если этот навык понадобится ему вне дома.  В детском саду он может не понять, что всем предложили одеваться, не знать, как найти свой шкафчик и как обратиться за помощью в случае необходимости.

Такая ситуация складывается из-за отсутствия практического опыта выполнения простых бытовых действий. Стремясь уделить как можно больше времени специально организованным занятиям с ребенком, близкие малыша сами все делают за него: кормят, умывают, одевают, убирают игрушки. В такой ситуации у ребенка фактически нет возможности использовать приобретенные на занятиях навыки в повседневной жизни, что приводит к их быстрой потере. И, чтобы ребенок не забывал усвоенного, родители вынуждены посвящать большое количество времени регулярному повторению того, что малыш уже усвоил. Все меньше времени остается на естественный путь развития ребенка, который представляет собой постоянное взаимодействие и общение малыша с близкими людьми в процессе совместной деятельности.

Как же выйти из этого круга? Начинать формирование повседневных навыков необходимо с раннего детства. Необходимо создание оптимальных бытовых и игровых ситуаций, которые позволяют формировать различные навыки. С самого рождения и на протяжении всего детства, в процессе игры и ухода у ребенка формируются навыки самостоятельной еды, наведения порядка, одевания, игры, общения. Участвуя вместе с близкими в повседневных делах: уборке, стирке, мытье посуды,  отражая эти ситуации в игре, ребенок становится активным, учится искать и находить предметы, сравнивать их и видеть различие и сходство. Он начинает понимать последовательность событий и причинно-следственные связи, учится планировать свою деятельность и делать шаги, которые необходимы для достижения цели.

В раннем и дошкольном возрасте у ребенка формируются  навыки опрятности и еды, одевания и раздевания, игры и занятия, навыки вступать во взаимодействие и сотрудничество. Рассмотрим, как ребенок планирует свою деятельность, определяет последовательность событий, реализуя навыки и компетенции опрятности на примере мытья рук.

Цепочка последовательных действий:

1) принять решение вымыть руки;

2) подойти к раковине;

3) засучить рукава;

 4) включить и отрегулировать воду;

5) смочить руки;

6) намылить руки;

7) потереть руки;

8) смыть мыло;

9) найти свое полотенце и снять его  (кроме того, данный навык составляет основу коммуникативно-социальной компетенции);

10) вытереть руки;

11) повесить полотенце

У ребенка должна быть хорошо развита крупная и мелкая моторика, он должен уметь решить проблемную ситуацию, если раковина высоко (принести скамеечку), уметь определять температуру воды, дождаться своей очереди, если действие происходит в детском саду и т.д.

Принимая участие в совместной с взрослым деятельности, ребенок учится ориентироваться в пространстве, планировать свои действия, достигать цели, понимать происходящее и просчитывать результат. Это составляет основу для развития восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. У него развиваются коммуникативные и речевые навыки, необходимые для успешного взаимодействия с другими людьми. Развитие ребенка в естественной среде способствует успешному формированию бытовых, игровых и учебных навыков, которые со временем объединяются в жизненно важные компетенции.

Рассмотрим, как формируются компетенции у детей старшего возраста:

Девочке, чтобы уметь самостоятельно совершать покупки в магазине, нужно:

1. Знать дорогу в магазин и обратно.

2. Уметь правильно переходить дорогу.

3. Уметь выбирать продукты по списку.

4. Ориентироваться в магазине.

5. Знать, где находится касса,  уметь стоять в очереди.

6. Уметь расплачиваться на кассе.

7. Складывать все продукты в сумку.

8. Уметь действовать в проблемной, незапланированной, ситуации.

Таким образом, девочка должна владеть навыками письма, чтения, счета, передвижения и ориентировки в пространстве, общения и речи. Но сами по себе навыки не дают уверенности в том, что девочка справится с покупкой товаров. Все эти навыки, умения и знания должны быть объединены единой задачей. Т.е. они должны объединиться для достижения определенной цели. И тогда сформируются компетенции: объединенные одной целью сложные навыки.

В каждой компетенции присутствует социальный компонент, то есть умение общаться и взаимодействовать с людьми, договариваться, соглашаться или отказываться в случае несогласия. Каждая компетенция предполагает умение решать проблемы. Например, в приведенном примере про магазин товары на полках могут быть размещены по-другому, и ребенок должен самостоятельно их найти, либо попросить о помощи. Таким образом, компетентностный подход к развитию ребенка предполагает его развитие в естественной среде  и актуален и для детей раннего возраста, и для дошкольников, и для ребят более старшего, в том числе и подросткового, возраста.

 

 

Подготовила учитель-дефектолог Подманкова О.А.  ГКУ СО МО «Истринский СРЦН»

 

В статье использованы материалы с сайта Даунсайд Ап. 

https://downsideup.org